?

Log in

No account? Create an account
Итоги-2010. Часть незнаюкакая.  
12:13am 05/01/2011
 
 
Александр Акулиничев
Итоги-2010. Литература.

Составлять списки, подводить черты и ставить галочки – это какая-то всеобщая страсть. Как и всякая другая страсть, она имеет формы адекватные, а имеет – крайние. Вот я страдаю крайней, но очень этого стесняюсь, поэтому держу себя в руках и не мучаю вас реестрами вроде «50 лучших мыслей за год», «Топ-10 самых ярких дней уходящего года» или «Реализованные и нереализованные планы-2010». Нет-нет. Я, как всегда, о книжках.

В 2008-м я, подгоняемый парами Пестерева, прочитал 62 художественных произведения крупнее повести. В 2009-м, никем не подгоняемый, сбавил темпы до 39-ти. А в 2010-м со мной случилось и вовсе что-то странное: я всё время читал какую-то книгу, заставлял себя брать новые, не делая больших перерывов, планировал, что и когда стоит прочесть… В итоге закончил только 32 книги. Ещё 6 бросил. Правда, оправданием мне может служить а) тот факт, что добрая половина прочитанных книг были толстыми (более 500 страниц); б) несколько раз во мне просыпалась с новой силой любовь к музыке, что останавливало от прослушивания аудиокниг порой на месяц и больше. Итак.



Лучшие отечественные книги, прочитанные в 2010 году:

3. Аркадий и Борис Стругацкие «Понедельник начинается в субботу». В детстве я эту повесть уже читал, но совершенно забыл, и поэтому решил обновить знания о ней. Забавно и со смыслом – если коротко. Если длиннее, то при всех плюсах, едва ли эта книга могла бы стать культовой в наше время (интересы у большинства людей не те), едва ли она могла бы стать объектом восхищения для меня (мне она показалась недостаточно многослойной – ну анекдот, ну с идеей, ну здорово написанный, но как-то в душу не западает). С другой стороны, желание почитать ещё Стругацких, с чьим творчеством я знаком поверхностно и по остаточным детским впечатлениям, она вызвала – обязательно доберусь ещё до чего-нибудь.

2. Владимир Набоков «Защита Лужина». Любой отзыв о любой книге Набокова можно начинать со слов: «Сочный язык, заставляющий наслаждаться процессом чтения, а смыслы рождаются в голове только потом, когда будет перевёрнута последняя страница, и ты будешь ходить два дня кряду, будешь думать об этой книге то и дело, вертеть сюжет в голове…» Я же постараюсь быть оригинальным, и поэтому начну свой отзыв о книге Владимира Набокова «Защита Лужина» со слов: «Любой отзыв о любой книге Набокова можно начинать со слов: «Сочный язык…»

1. Владимир Орлов «Альтист Данилов». Где-то эпигонская (Булгакову), где-то излишне упрощённая, где-то сладковатая книга меня по-настоящему тронула. Обычно её жанр принято определять как «магический реализм», называя Орлова «русским Маркесом», но это, пожалуй, пошло, да и несколько самоуничижительно: книги, подобные «Альтисту Данилову», появлялись в России задолго до того, как Габриэль Гарсия написал «Сто лет одиночества», и ненавязчивое переплетение реализма с мистикой едва ли может удивить заядлого чтеца отечественной классики. Антропоморфный демон, живущий среди людей, мается от того, что он демон, и глубоко переживает простую человеческую любовь – перед читателем разворачивается драма гения, который не может раскрыть свою гениальность как по сугубо объективным причинам, так и в силу собственных слабостей. Именно борьба со слабостями, мешающими развитию – главный лейтмотив книги, недаром в тексте десятки раз повторяется библейская фраза: «Боящийся несовершен в любви». Христианская идея предстаёт у Орлова в виде фантастической истории с глубоко социальным подтекстом, и читается эта история, простите, «за обе щёки» – по-моему, это очень и очень большая похвала.




Лучшие зарубежные книги, прочитанные в 2010 году:

3. Марк Хэддон «Загадочное ночное убийство собаки». К написанному мной в июне могу добавить лишь то, что пока я не встречал людей, которым эта книга бы не понравилась.

2. Джозеф Хеллер «Поправка 22». Я был бы не я, если ли в числе лучших по итогам года не оказалось бы какой-нибудь слегка бредовой книги. Вот – оказалась. Собирать из букв слова заново мне не хочется, поэтому с вашего позволения процитирую самого себя из рецензии для факультетской газеты. «Бывают писатели, которые при всех различиях стиля и сюжетов оказываются настолько похожими друг на друга, что их невольно принимаешь за родственников. Таковы американцы Курт Воннегут и Джозеф Хеллер – два талантливых пересмешника, обязательно вносящие в свою сатиру нотку безысходности, пунктиром проводящие мысль: «Да куда же, человечество, ты катишься? Остановись и взгляни в зеркало!».

Роман Хеллера «Catch 22» (в России переводят его то как «Поправку», то как «Уловку») в американских списках «best of the best» традиционно пребывает на самых высоких позициях, да и у нас в узких кругах он известен хорошо – далеко не каждая книга удостаивается отдельной статьи на сайте «Lurkmore.Ru». Фабула проста: американская военная база в Средиземноморье, военные летчики выполняют задания и взаимодействуют друг с другом. Каждый из них, конечно, хочет домой, но командование полка раз за разом увеличивает норму боевых вылетов, после которой можно идти в увольнительную. Мешает и так называемая «Поправка №22», в соответствии с которой от боевых вылетов освобождается всякий, кто лишился рассудка, но тот, кто утверждает, будто лишился рассудка, признаётся нормальным, так как в состоянии это утверждать.

То есть, вся книга является иллюстрацией одного из знаменитых парадоксов Бертрана Рассела: «Одному деревенскому брадобрею приказали брить всякого, кто сам не бреется, и не брить того, кто сам бреется. Как он должен поступить с собой?». Персонажи вброшены в абсурдный мир, который по мере чтения становится всё более трагичным и одновременно похожим на реальный. Удивительная книга: на цитаты её не разобрать и всех поворотов сюжета не запомнить, но и забыть совершенно невозможно».

1. Жорж Перек «Жизнь. Способ употребления». Толстенный роман французского авангардиста, отлично переведённый Валерием Кисловым и выпущенный Издательством Ивана Лимбаха, я приобрёл накануне прошлого Нового года в Петербурге, и начал читать сразу по возвращении в Волгоград, буквально забывая на время чтения обо всём на свете. Что это за книга? Это Павич до Павича (роман написан в 1978 году), это гимн искусству паззла, выполненный в форме паззла, это внушительная коллекция занимательнейших историй и человеческих типажей. Рассказывая в хаотичном порядке о каждом из ста помещений старого французского дома, Жорж Перек одновременно демонстрирует множество человеческих судеб, указывает на их непредсказуемые и порой преисполненные глубокого значения переплетения, веселит, пугает и побуждает к мысли. Центральная линия, которую нельзя пересказать даже в общих чертах, не будучи обвинённым в спойлеризме, и вовсе представляет собой ответ на вопрос «В чём смысл жизни?», не имеющий равных в мировой литературе. Какими бы спорными ни были остальные книги диковатого француза, за «Жизнь. Способ употребления» он достоин быть признан классиком раз и навсегда.

Для тех, кому это важно, добавлю: по итогам опроса, который провела газета «Le Monde» совместно с сетью книжных магазинов Франции «FNAC», эта книга попала в список 50 лучших произведений XX века. Фредерик Бегбедер писал об этом романе так: «Величественно безумный замысел Перека преследует одну цель – показать, что при рассмотрении в микроскоп любая вещь потрясающе интересна, что каждый дом на каждой улице каждого города содержит в себе целую вселенную, переполненную тысячами уникальных, волшебных приключений, о которых никто никогда не сможет поведать миру – разумеется, кроме него». И ещё так: «”Жизнь, способ употребления”, так же как «Улисс» Джойса, остается произведением пределом, опытом, свалкой, паззлом, магмой, абракадаброй – в общем, называйте как хотите; для меня это гора, родившая лягушку, или мышь, мечтающая раздуться до размеров вола».




Открытие года: Кормак Маккарти. Честно говоря, долго выбирал, кого поставить в эту категорию: атмосферного и слегка ирреального датчанина Питера Хёга или атмосферного, кинематографичного, тяготеющего к жанру роуд-муви американца Кормака Маккарти. Остановился на Маккарти лишь потому, что к 31 декабря 2010 года успел прочесть две его книги, «Дорогу» и «Кони, кони…» (первая мне показалась великолепной, вторая занятной), тогда как у Хёга – всего одну, затягивающую и до финала не отпускающую, загадочную и малопонятную «Тишину». А Маккарти американские школьники ещё будут изучать на уроках литературы. Да-да, в Америке урок литературы никуда не денется из школьной программы, я уверен.




Разочарование года: Роберт Льюис Стивенсон. Сам удивился, когда поместил сюда Стивенсона. А дело вот в чём: будучи на море, читал роман «Остров сокровищ», и ловил себя на том, что абсолютно разучился воспринимать приключенческую литературу, если она лишена социального, философского, психологического или ещё какого-нибудь подтекста. Ничего не могу поделать: действие скачет вперёд семимильными шагами, лирических отступлений нет, голова остаётся после чтения безнадёжно пустой, каким бы занимательным ни был сюжет. Простите меня, сэр Роберт, но «Доктор Джекил и мистер Хайд», всё-таки, вещица покруче.

Аналогичные итоги-2009: http://quoon.livejournal.com/67994.html
Аналогичные итоги-2008: http://quoon.livejournal.com/47578.html

Спасибо за внимание! Продолжение может последовать.
mood: artisticartistic
music: Milt Jackson "Opus de Jazz"
 
    Post - Read 23 - Share - Link
 

(no subject)
 ekorolev
 
10:24am 05/01/2011 (UTC)
 
 
Егор Королёв
ценный кадр)

кстати, кроме Пестерева добрым словом вспоминаю Компанейца. всё хочу Шмелева перечитать. Без него бы не узнал об этом писателе
 
    Reply - Parent - Thread - Link
 
(no subject)
 quoon
 
10:27am 05/01/2011 (UTC)
 
 
Александр Акулиничев
Увы, у нас не вёл Компанеец, его дисциплину отдали Великановой. Но о Шмелёве и она немало рассказывала. Я у него, правда, только "Человека из ресторана" читал - очень хорошая книга в плане описания предреволюционной жизни и настроений.
 
    Reply - Parent - Thread - Link
 
(no subject)
 volgogirl
 
09:50pm 05/01/2011 (UTC)
 
 
Анастасия
Компанеец, конечно, странноват, но списочек литературы, рекомендованный им, я оставлю и буду туда нырять периодически.
Шмелев мне на удивление понравился (читала "Лето Господне" и "Богомолье"), без Компанейца сама и правда не стала бы.
 
    Reply - Parent - Thread - Link
 


 
 
 
Navigation  
  Previous Entry
Next Entry
 
January 2016  
 
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
 


  Powered by
LiveJournal.com