?

Log in

Повод пересмотреть "Винни-Пуха"  
07:56am 02/05/2012
 
 
Александр Акулиничев
Утром «Яндекс» обратил внимание на мою забывчивость: в блогах обсуждают вчерашнее 95-летие мультипликатора Фёдора Хитрука, о чём я тоже хотел написать. Для меня Фёдор Савельевич – Зевс на Олимпе советской анимации. Без него, кажется, могло и не быть самого этого понятия – «советская анимация», по крайней мере, оно вызывало бы у нас совсем другие образы. Пересмотрите любые наши мультфильмы 1940-1950-х, да хоть даже «Гуси-лебеди», – и вы увидите, по какому пути эволюция могла бы пойти. И, боюсь, он не привёл бы нас ни к «Королю-льву», ни к «WALL-E» – застряли бы мы где-нибудь на полпути в безнадёжной вторичности.

Дорога, выбранная Хитруком (прекрасно знакомым с творчеством Уолта Диснея и желавшим от его стилистики отойти как можно дальше, впитав тем не менее лучшие наработки), подарила СССР и России такие шедевры, как «Трое из Простоквашино», «Остров сокровищ» или «Гору самоцветов». Фёдор Хитрук к ним руку не прилагал (почти), но именно его ранние работы увели отечественную мультипликацию от «диснеевщины» и расчистили пространство для других талантов.


Творчество Хитрука мне хочется сравнить с творчеством Поля Сезанна: и тот, и другой работали не столько ради воплощения собственных идей (хотя и это, конечно, тоже), сколько с целью создать некий «большой стиль» и превратить его в новый канон. При этом – почти никакого теоретизирования, только раздвижение границ и убеждение последователей в том, что смысл существования любого канона – расширяться и модернизироваться. И, почему сравнение и напрашивается, обоим это удалось: как после экспозиции Сезанна на Парижском салоне 1904 г. в Европе случился «взрыв искусств», так и выход первых короткометражек Хитрука вызвал бум советской анимации.

В начале была «История одного преступления», которой в этом году исполняется 50 лет. Изумительный 20-минутный фильм о том, как накопленная злость на окружающих может привести к трагедии, говорит о самых серьёзных вещах - отчуждённости, давлении среды, механизации и стандартизации жизни – особенным языком визуальных образов и построения кадров. И если фильмы Дзиги Вертова создавали язык кинематографический (его наработками режиссёры и операторы пользуются до сих пор), то «История одного преступления» дерзнула пусть не создать (всё-таки, он уже был создан), но существенно изменить язык анимационный. То, что не могло себе позволить кино в докомпьютерную эпоху, то, что не было доступно имитирующему, калькирующему реальность стилю Диснея, – сделал стиль Фёдора Хитрука.

Лучший момент «Истории одного преступления» – это кадры с ночным домом, разбитым на клетки-квартиры, в каждой из которых что-то происходит, пока главный герой мучается от бессонницы в глубине этого звукового ада. Не удивлюсь, если Мишель Хазанавичус, режиссёр «Артиста», смотрел этот мультфильм: лучшая сцена недавнего «оскаровского» триумфатора, с невыносимым миром звуков, взрывающим сознание героя Жана Дюжардена, вольно-невольно отсылает к дебютному фильму Хитрука.

Далее Фёдор Хитрук снял наивного и забавного «Топтыжку», столь же мимимишные «Каникулы Бонифация», социально-критического и метафоричного «Человека в рамке», а после них выдал череду из пяти мультфильмов, к которым хочется приклеить эпитет «гениальные» – и я смело его приклеиваю. Это «Фильм, фильм, фильм», три серии «Винни-Пуха» и «Остров». За пять лет с 1968 по 1973 гг. советская анимация усилиями одного только Фёдора Савельевича обогатилась так, как не обогащалась и за двадцать послевоенных лет (NB: имхо).

Не стану говорить об этих мультфильмах подробно, поскольку «Винни-Пуха» все не раз и не два смотрели, а про «Остров» я уже однажды писал. Скажу лишь пару слов про «Фильм, фильм, фильм». Где-то я встречал мнение киношного человека, что в нём весь съёмочный процесс, весь процесс производства кино показан с абсолютной точностью, и тем данная короткометражка и ценна. Возможно, это так, но главное всё-таки – доведённая до совершенства форма с несомненными экспрессионистскими заимствованиями и язык, которым может говорить только и исключительно мультипликация. Жаль, что «Фильм, фильм, фильм» по телевизору если и показывают, то в неудобное время на «Культуре»: уверен, он должен быть повсеместно известным, а среди начинающих и продолжающих художников, иллюстраторов, режиссёров, операторов и даже журналистов – досконально изученным. Чему-чему, а умению находить свой стиль и порождать тренды у Фёдора Хитрука можно поучиться.
mood: okayokay
music: Ladyhawke "Anxiety"
 
    Post - Read 4 - Share - Link
 

(no subject)
 quoon
 
08:26am 06/05/2012 (UTC)
 
 
Александр Акулиничев: Сол Штейнберг
Ну, Бонифация может и не понимают, как и Винни-Пуха, но вот все экспериментальные работы Хитрука ("История одного преступления", "Человек в рамке", "Фильм, фильм, фильм" и особенно "Остров") - ценят. Даже по набору призов можно судить.
picword: Сол Штейнберг
 
    Reply - Parent - Thread - Link
 


 
 
 
Navigation  
  Previous Entry
Next Entry
 
January 2016  
 
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
 


  Powered by
LiveJournal.com