?

Log in

Рецензия на фильм "Артист"  
12:00pm 24/02/2012
 
 
Александр Акулиничев
Сегодня в университетской газете "Форум" должна была выйти очередная моя кинорецензия (ну, это я так смело всегда называю свою писанину "рецензиями", хотя до образца жанра она, конечно, не дотягивает). Правда, из-за того, что газетную площадь этого номера съела предвыборная тематика, места на "стороннюю" тематику не нашлось - может быть, нижеследующий текст будет опубликован в слегка изменённом виде в марте, а может, я напишу что-нибудь другое. Благо, есть из чего выбрать: тут и "Фауст" прокатывается, и "Прислуга", и новый фильм Клинта Иствуда "Дж. Эдгар".

Барышня Академия и двое влюбленных
В российский прокат вышел фильм Мишеля Хазанавичуса «Артист».

Непростой выбор предстоит Американской киноакадемии в этом году: сразу два фильма попали в десять и больше номинаций на «Оскар»: «Артист» Мишеля Хазанавичуса и «Хранитель времени» Мартина Скорсезе. Причем оба являются признаниями в любви к кинематографу.



Академия в 2012 году похожа на барышню, добиться которой желают сразу двое молодых людей, один другого лучше. Первый – француз, безмерно влюбленный в родную для барышни Америку и мечтающий жить здесь. Второй – сын фермера из соседнего штата, на барышню положивший глаз потому, что та похожа на столь милых ему француженок, которых он знает в основном по картинкам в журналах. Первый – приверженец стиля ретро в одежде и манерах, но по мыслям и взглядам – человек современный и прогрессивный. Второй – всеми силами пытающийся казаться модным, но на самом деле ностальгирующий по эпохам, в которых никогда не бывал. И тот, и другой влюблен не столько в реальную барышню, сколько в миф, в призрак, в собственные представления о ней. Но девушка от этих признаний все равно тает.


«Хранитель времени» претендует на 11 «Оскаров» и рассказывает о начале эпохи кинематографа, вдохновляясь жизнью великого французского режиссера Жоржа Мельеса. «Артист» попал в 10 номинаций, в центре внимания французского режиссера – время, когда на смену немому кино пришло звуковое, рубеж 1920-1930-х гг. Чье признание в любви вызовет отклик в сердце сурового жюри, предсказать трудно, но само появление в числе номинантов артхаусной ленты «Артист», как говорят в Интернете, «как бы намекает». На звание «Лучшего фильма» крайне редко претендуют картины, снятые за пределами США, а тем более проходящие по ведомству «кино не для всех».

«Артист» – черно-белый немой фильм, ради которого исполнителям главных ролей Жану Дюжардену и Беренис Бежо пришлось буквально заново учиться актерскому мастерству: немое кино требует четкой, поставленной мимики, жестов и некоторого «переигрывания» в театральном стиле, к чему современные актеры не привыкли и от чего современный зритель отвык. Выбор такой формы – не просто режиссерская прихоть, а абсолютно оправданная стилизация: нет лучшего способа отдать дань немому кино, чем постараться снять новый немой фильм и посмотреть, как он будет выглядеть в начале XXI века.

Суперзвезда экранов 20-х гг. Джордж Валентин (чье имя намекает на реального актера тех лет Рудольфа Валентино, а образ – на Дугласа Фэрбенкса, снявшегося во множестве боевиков, мелодрам и приключенческих картин) случайно знакомится с никому не известной девушкой Пеппи Миллер, грезящей Голливудом. Джордж смотрит на нее свысока, ведь та только проходит пробы, причем с сомнительным успехом, а ему рукоплещут полные залы, его имя на афише – гарантия кассовых сборов. Однажды продюсер демонстрирует Валентину новинку: звуковое кино! Звезда лишь смеется над этим аттракционом: кому нужен звук на экране, главное – действие. Но очень скоро студия отказывается от съемок каких-либо немых фильмов, а убежденный в своей правоте Джордж – от ролей в звуковом кино… Пеппи Миллер и Джордж Валентин меняются местами: теперь она в зените славы, а он – на самом дне. Сближает их только мимолетное чувство, вспыхнувшее когда-то на площадке, где Пеппи проходила кинопробы.

Мишелю Хазанавичусу удалось главное: уйти от обычного «кино про кино», добавив к этому жанру важнейшую деталь – психологическое обобщение. Отказ Валентина от игры в звуковых фильмах показан в ленте Хазанавичуса не как частный случай, привязанный к конкретному виду искусства, – нет, он трактуется гораздо шире. Джордж Валентин – образ ретрограда, человека, не признающего, что отстает от стремительного течения времени и не может с этим течением смириться. Трагедия главного героя – это трагедия многих людей, не сумевших вовремя понять, что их время прошло, и как-то подстроиться под новые условия. Пеппи Миллер – образ проводника, палочки-выручалочки, «бога из машины», приходящего на помощь к тем, кто этого все-таки достоин.

Перелом в жизнях обоих героев понятен, наверное, каждому зрителю, просто – как это и бывает с лучшими образцами искусства – предстает здесь в крайней своей форме. В меньшем масштабе ту же трагедию переживали многие: окончание школы и «вступление во взрослую жизнь» вызывают у иных такое же отторжение и непонимание, как звуковое кино у Джорджа Валентина. Да и вообще любая вынужденная и неизбежная смена социального статуса, любое изменение действительности, влияющее на нас, – все это можно прочесть и в трагедии Валентина. А в дальнейшем развитии сюжета – увидеть рецепт, как преодолеть очередной жизненный кризис.

При этом «Артист» остается простым для восприятия кино. Безмолвие не мешает пониманию и не становится препятствием – скорее, оно лишь потребует от зрителя дополнительного внимания. И, кстати, тем самым напомнит, что на заре кинематографа люди гораздо внимательнее смотрели фильмы – не только потому, что те еще были диковинкой, но и потому, что отвлечься от экрана означало пропустить что-то важное. «Артист» местами забавен, местами умилен, каждый кадр его отточен и, что греха таить, красив. Это настолько штучное произведение, что оно не может не запомниться, не может оставить равнодушным.

Количество наград, собранных «Артистом» по всему миру, уже приближается к рекордному: Канны, «Золотой Глобус», BAFTA, Премия европейского кинематографа. Если к этому списку добавится еще и «Оскар» за лучший фильм года, можно смело сказать, что барышня Академия сделала правильный выбор – в пользу жениха, прекрасно понимающего современность, пусть и любящего стиль ретро.
mood: indifferentindifferent
music: Astronautalis "This Is Our Science"
 
    Post - Read 11 - Share - Link
 

(no subject)
 quoon
 
08:57am 24/02/2012 (UTC)
 
 
Александр Акулиничев
+1 к этому совету)
 
    Reply - Parent - Thread - Link
 


 
 
 
Navigation  
  Previous Entry
Next Entry
 
January 2016  
 
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
 


  Powered by
LiveJournal.com