?

Log in

Итоги-2011. Часть неведомая.  
10:30pm 04/01/2012
 
 
Александр Акулиничев
Итоги-2011. Литература.

Честно говоря, я боялся подводить итоги ушедшего года. Боялся потому, что был риск просто не вспомнить и пяти прочитанных мною книг и тем самым опростоволоситься перед читателями сего ЖЖ. Увы, в 2011-м времени на литературу осталось совсем немного: как говорится в старом анекдоте, чукча теперь не читатель, а писатель.

Однако бессердечная статистика (и спасибо ей за это!) говорит, что несмотря на гораздо меньшее время, затраченное на чтение художественных книг, потери по сравнению с прошлым годом не слишком велики: если в 2010 г. я одолел 32 художественных произведения (притом что большую часть года не имел постоянной работы и вообще располагал обширным досугом), то в 2011-м – 28, всего на 4 книги меньше. До рекорда-2008 (62 романа) мне теперь, как до неба, и перебивать его придётся, видимо, на пенсии. Однако я не расстроен. Потому как в ушедшем году, помимо художественной литературы, я прочёл и прослушал немало всяческого нон-фикшна и научной литературы, а также очень много стихов. Моя коллекция поэтических сборников пополнилась добрым десятком книжек, каждую из которых я одолел не менее чем на треть – в общую статистику ни их, ни нон-фикшн не включаю.

Всё это говорит о нескольких вещах. Во-первых, студенческое время – самое плодотворное в плане чтения, и плох тот гуманитарий, который этим не пользуется. Впитывать столько первоклассной художественной литературы, сколько я впитывал на 2-4 курсах, мне теперь предстоит только в каких-то уникальных условиях: при полном отсутствии работы, в отпуске длиной полгода, продолжительной болезни и т. п. Во-вторых, оказалось, что чем больше ты делаешь, тем больше ты успеваешь. То есть несмотря на колоссальную занятость в 2011-м, литературе я уделил даже больше чистого времени, чем годом ранее. Спасали многочисленные поездки (грех не взять в руки книжку в поезде), а также привычка слушать аудиокниги в маршрутках и читать электронную книгу в трамвае.

Ладно, ближе к делу. Под катом – лучшие книги, прочитанные мною в 2011-м.


Лучшие отечественные книги, прочитанные в 2011 году:

3. Александр Пушкин «Евгений Онегин» (с комментариями Юрия Лотмана). Тот, кто считает, что «прошёл Пушкина в школе» и «больше не видит смысла его перечитывать», нуждается в самом серьёзном порицании, если не в глумлении. Ибо он как минимум отказывает себе в величайшем удовольствии (такой аскетизм/мазохизм ещё можно как-то мотивировать и принять), как максимум – чего-то не понимает и понять не хочет (чего принять нельзя уже никак). Если предварить чтение романа блестящим очерком Лотмана о дворянском быте 1820-х гг., а после каждой строфы заглядывать в комментарии, в книге обнаруживаются второе, третье и четвёртое дно. Выясняется, что в школе и даже в университете ты решительно ничего не понимал в «Евгении Онегине», что многие смыслы ускользали от тебя, что всё в этом романе гораздо тоньше и точнее, чем тебе представлялось. Если этот ЖЖ проживёт ещё хотя бы лет 30-40, то «Евгений Онегин» в аналогичных «Итогах года» появится неоднократно.

2. Аркадий Аверченко «Король русского юмора». Аудиокнига – сборник фельетонов действительно великолепного автора. Юмористические рассказы Аверченко хороши тем, что не теряют актуальности и сто лет спустя, а также тем, что многие из них вызывают отнюдь не смех, а горькое «хех!». Таков, например, фельетон «Эволюция русской книги», рассказывающий о том, как после революции люди разучивались читать: сначала соглашались взять в пустующих библиотеках «Памятники Олонецкой губернии» за неимением лучшего, потом собирались слушать человека, «еще в книжные времена» выучившего наизусть стихи Пушкина, потом просили у знакомых лавочников «почитать» вывеску на ночь… Финал у фельетона и вовсе блестящий:
«- Откуда бредете, Иван Николаевич?
- А за городом был, прогуливался. На виселицы любовался, поставлены у заставы.
- Тоже нашли удовольствие: на виселицы смотреть!
- Нет, не скажите. Я, собственно, больше для чтения: одна виселица на букву "Г" похожа, другая - на "И" - почитал и пошел. Все-таки чтение - пища для ума».

1. Алексей Иванов «Географ глобус пропил». Роман о непутёвом школьном учителе «под 30», у которого всё наперекосяк как в личной жизни, так и в отношениях с учениками. Книга современного пермского писателя притворяется бытовым романом «ни о чём»: кто-то кому-то изменяет, кто-то от кого-то уходит, кто-то напивается и ломает ноги, у кого-то неудачи на работе, а кто-то, наоборот, преуспел… Однако есть в «Географе» то, что подарит ему читателя и через десять лет, и через пятьдесят: это исключительно жизнеутверждающее и освежающее взгляды на мир произведение, вызывающее самые положительные эмоции. Вдобавок ко всему здесь здорово прописаны ключевые характеры: персонажи Иванова – не персонажи вовсе, а настоящие люди. Их переживания и страсти – не коллекция писательских домыслов, а переживания и страсти, взятые прямо из жизни. Читая, я думал, что ещё чуть-чуть, и станет «слишком», Иванов перегнёт палку и изображённое в книге перестанет быть правдоподобным – но нет, ему удаётся до последнего выдержать грань, отделяющую средней руки роман от качественной литературы. Знаете, что это за грань для реалистического произведения? Когда читатель может сказать: «Ни со мной, ни с моими знакомыми ничего такого не случалось», но ни за что не скажет: «Ни со мной, ни с моими знакомыми ничего такого случиться не может». А уж за два безумно интересных «романа в романе» (воспоминания героя о 1982-м и описание школьного похода во главе с Географом) Алексею Иванову и вовсе прощаешь любые огрехи.




Лучшие зарубежные книги, прочитанные в 2011 году:

3. Джек Лондон «Мартин Иден». Книга, которая должна входить в обязательный список каждого, кто мнит себя а) творцом; б) романтиком; в) влюблённым. Мартин Иден сделал себя сам, бросив все силы на то, чтобы сначала приподнять голову над безликой толпой, а затем и вовсе прыгнуть выше людской массы. Главное, что двигало им – любовь. Но роман Джека Лондона не о любви, а прежде всего о социальных условностях, определяющих наше поведение, создающих нашу жизнь куда в большей степени, чем это делают идеалы и высшие побуждения. На первый взгляд может показаться, что реалии «Мартина Идена» к началу XXI века устарели: мол, и общество сейчас не такое зашоренное, и социальные лифты работают лучше. Мне же кажется, что сегодня эта зашоренность проявляется по-другому. Если во времена написания романа талантом признавался лишь тот, кого таковым сочтёт «высший свет», то в наши дни прослыть талантом и вовсе невозможно: мы живём в эпоху торжества заурядности, когда на каждого родившего хоть одну свежую мысль приходится тысяча тех, кто так давно «трахает нормальность», что посчитает эту мысль баяном. Так что «Мартин Иден» устарел только для ленивого мозга. Неленивый легко поменяет угол зрения и увидит, что главное произведение Джека Лондона сегодня более чем актуально.

2. Карлос Руис Сафон «Тень ветра». Первая за долгое время книга, вызвавшая у меня совершенно детскую эмоцию: знаете, когда откладываешь книгу, и тут же начинаешь думать: «Ой, а не прочитать ли ещё главу?». И снова открываешь, читаешь. И на часах уже полтретьего, а ты всё ещё читаешь, изнывая от любопытства, что же будет дальше. Роман каталонского писателя – образцовая беллетристика высшей пробы: с детективной историей, загадками, параноидальными сценами и элементами ужастика, с неизменным переплетением людских судеб и любовью, с непростыми отношениями между близкими родственниками и прочая, прочая. Наверное, теорию Юнга об архетипах проще понять не по юнговской «Душе и мифу», а по сафоновской «Тени ветра», и именно такое умелое использование вечных тем и образов вкупе с мастерством построения сюжета отличает хорошего писателя «лёгкого жанра» от всех остальных. В этом смысле книга Сафона напомнила мне, как ни странно, «Гарри Поттера»: в сериале Роулинг точно так же обыгрываются архетипы, и оторваться от историй про волшебника-очкарика точно так же невозможно. И пусть тот, кто считает то и другое недостойным звания литературы, первым бросит в меня камень.

1. Питер Хёг «Смилла и её чувство снега». Победитель в номинации «Зарубежка» был мною бессовестно обделён какой-либо премией годом ранее за «Тишину» и «Условно пригодных», проиграв тогда Кормаку Маккарти с его «Дорогой» и «Кони, кони…». В 2011-м я прочёл по роману Хёга и Маккарти («Кровавый меридиан») и могу ответственно заявить: USA sucks. Датчанин, хотя и поёт одну песню из книги в книгу, мне очень по душе, и ничего поделать с этим не могу.




Нон-фикшн года: Бертран Рассел «История западной философии». 1000-страничный том, бывший моим верным спутником в течение двухнедельного отпуска и прочитанный процентов на 75 (остановился я где-то в середине XIX века). Великолепная книга, которую нужно рекомендовать студентам вместо всех лекций по философии. Стройная, логичная, красиво написанная, книга эта отличается тем, что её автор не просто излагает историю философии, а преломляет оную через призму собственного восприятия (что фигуре такого масштаба, как Рассел, вполне позволительно) и оценивает с точки зрения современных ему реалий (середина XX в.). Благодаря одному товарищу я также ознакомился с прекрасным комиксом про Бертрана Рассела, его рекомендую всем, кто интересуется философией, математикой, комиксами и всевозможными необычными продуктами не-совсем-массовой культуры.




Открытие года: Фигль-Мигль. Русский писатель (или писательница?), скрывающийся (-щаяся?) за дурацким псевдонимом, издал (-а) в 2011 г. сразу две книги: «Щастье» и «Ты так любишь эти фильмы». Первую я имел щастье прочитать, вторая пока лежит на полке. И это самое «Щастье», хотя и не показалось мне очень уж глубокой вещью, порадовало необычным языком и явным тяготением автора к типизации персонажей, что для антиутопии приятная редкость (обычно в этом жанре герои суть схемы, призванные показать ничтожность человека перед Его Величеством Обществом). Кроме того, Фигль-Мигль неплохо дёргается на цитаты: бывают такие авторы, которые в целом вроде как и не ахти, зато по частям прекрасны. Пока что Фигль-Мигль в моём сознании относится к таким, но и это круто.




Разочарование года: Анатолий Мариенгоф. Неплохой, в общем-то, писатель эпохи «пост-серебряного века», восхваляемый всеобщим любимцем современности Захаром Прилепиным, моих ожиданий, увы, не оправдал. Его роман «Циники» занятен, но, к сожалению, не тянет на звание великой литературы, чего никак не скажешь о мариенгофовских современниках Платонове, Булгакове или Пастернаке. Я даже, вдохновлённый, сочинил об этом писателе небольшой глупый стишок:

По пути из Петергофа
Я читал Мариенгофа.
Он пророк имажинизма
И исчадие цинизма.
И подумал я: «Собака,
Этот мёртвый Анатоль
Был не хуже Пастернака:
Увлекателен дотоль,
Что едва я засыпаю,
Как уже воображаю,
Будто голыми руками
Убиваю смерть с косой
И болтаю с поездами,
И горжусь, горжусь собой».

«Собакой», как вы знаете, иногда называют электричку. Дерзости обращаться к давно умершему писателю в подобном тоне я себе не позволяю)

Аналогичные итоги-2010: http://quoon.livejournal.com/81393.html
Аналогичные итоги-2009: http://quoon.livejournal.com/67994.html
Аналогичные итоги-2008: http://quoon.livejournal.com/47578.html

Респекты за рекомендации (личные и опосредованные): Женя Ж., Настя В., Оля Д., Антон Т., Маша З., Александр Владимирович, редакция Openspace.Ru, Захар Прилепин, интернет-магазин "Лабиринт", редакторы ЧГКшных пакетов - спасибо вам!)

Спасибо за внимание!
mood: contentcontent
music: Tracy Chapman "Collection"
 
    Post - Read 12 - Share - Link
 

(no subject)
 marta_backet
 
06:45pm 04/01/2012 (UTC)
 
 
marta_backet
надеюсь, Таранов тоже где-нибудь меня поблагодарит за рекомендацию комикса о Бертране Расселе)

Хёга записала в будущее для ознакомления, Иванов глаза мозолит, но всему свое время)
 
    Reply - Thread - Link
 
(no subject)
 quoon
 
06:50pm 04/01/2012 (UTC)
 
 
Александр Акулиничев
Тогда ещё опосредованный респект Маше З.)
 
    Reply - Parent - Thread - Link
 
(no subject)
 hyperchase
 
10:58pm 06/01/2012 (UTC)
 
 
Если Таранов когда-нибудь где-нибудь напишет о комиксе, то обязательно)
А так пока лучи благодарности - тут!
picword: avatar3jester
 
    Reply - Parent - Thread - Link
 
(no subject)
 julek022
 
08:47pm 04/01/2012 (UTC)
 
 
julek022
Прочла все итоги. Большое спасибо за подобные отчеты. Плюсанула себе несколько книг.
Пишешь, как всегда, здорово)
 
    Reply - Thread - Link
 
(no subject)
 quoon
 
09:00pm 04/01/2012 (UTC)
 
 
Александр Акулиничев
Спасибо на добром слове, Юля) Рад, что пригодился)
 
    Reply - Parent - Thread - Link
 
(no subject)
 verela
 
01:18pm 05/01/2012 (UTC)
 
 
philolitera
обалденное стихотворение на Мариенгофа) очень понравилось) сначала подумала, что принадлежит перу какого-то классика)
 
    Reply - Thread - Link
 
(no subject)
 quoon
 
02:26pm 05/01/2012 (UTC)
 
 
Александр Акулиничев
Вы мне льстите)
 
    Reply - Parent - Thread - Link
 
(no subject)
 verela
 
02:53pm 05/01/2012 (UTC)
 
 
philolitera
нет, я серьезно) потом посмотрела, выше написано: "Я даже, вдохновлённый, сочинил об этом писателе небольшой глупый стишок".
Ритм стихотворения понравился)

Edited at 2012-01-05 02:54 pm (UTC)
 
    Reply - Parent - Thread - Link
 
(no subject)
 quoon
 
02:58pm 05/01/2012 (UTC)
 
 
Александр Акулиничев: Сол Штейнберг
Заходите ещё, хотя больше стишков пока не обещаю)
picword: Сол Штейнберг
 
    Reply - Parent - Thread - Link
 
(no subject)
 verela
 
03:01pm 05/01/2012 (UTC)
 
 
philolitera
а я заходить обещаю)
 
    Reply - Parent - Thread - Link
 
(no subject)
 aedona
 
05:25am 07/01/2012 (UTC)
 
 
Надька Ядрёнова: будильник
Иванов в списке радует, действительно отличная книга. Хотя до других его произведений у меня так руки не дошли
picword: будильник
 
    Reply - Thread - Link
 
(no subject)
 quoon
 
09:02am 07/01/2012 (UTC)
 
 
Александр Акулиничев: Сол Штейнберг
Я ещё "Общагу-на-крови" прочитал, она почти столь же хороша)
picword: Сол Штейнберг
 
    Reply - Parent - Thread - Link
 


 
 
 
Navigation  
  Previous Entry
Next Entry
 
January 2016  
 
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
 


  Powered by
LiveJournal.com