?

Log in

Мой 2014-й в книгах  
04:52pm 25/03/2015
 
 
Александр Акулиничев
Итоги-2014. Литература.

За окном ни много ни мало 25 марта 2015 года, а я только сейчас решаюсь подвести литературные итоги 2014-го. К счастью, у подобного поста есть одно преимущество перед новостями, мемами и фейсбучными срачами: он не утратит актуальности ни через неделю, ни, по большому счету, через 12 месяцев. Хорошая книга к месту всегда, течение времени её треплет несильно, так что мои скромные рекомендации могут оказаться полезными для кого-нибудь и сегодня, даже утратив сиюминутное зимнее очарование «итогового списка».

Всякий раз, садясь за этот пост и просматривая на LiveLib перечни прочитанного, я замечаю свежие тенденции в моём подходе к чтению. То вдруг наметится крен в сторону детской литературы, то подсяду на аудиокниги, то налягу на англоязычные издания. Мою душу тешит тот факт, что каждая такая тенденция потом развивается: если уж начал держать в руках книги на языке оригинала – то регулярно; освоил восприятие ушами – в плеере надолго прописываются новые и новые записи литературных чтений; разбавил заумные тома милыми young adult или проверенными произведениями «6+» – пропорция сохраняется.

Главным для меня новшеством в 2014-м стало возросшее количество нон-фикшна и научных изданий в рид-листе. Если раньше там правила бал художественная литература, снисходительно уступавшая порой место нетолстому автобиографическому томику, то в прошлом году сборники воспоминаний и эссе, научпоп, философия и разного рода «объяснялки» отвоевали добрую половину времени, которое я нахожу на чтение. Связано это, как мне кажется, с несколькими причинами психологического толка. Во-первых, с каждым годом я всё больнее воспринимаю любые хронофаги и стремлюсь получать необходимые мне знания быстрее и без лишних ресурсозатрат (на настоящий момент я склонен расценивать такую черту своего характера как положительную, хотя она может достичь и патологических форм, чего я опасаюсь). Во-вторых, мною уже прочитано столько «художки», особенно из наиболее любимой зарубежной XX века, что найти нечто неизвестное и прекрасное стало по-настоящему трудно – а пара-тройка разочарований лишь повысили мою осторожность в выборе книг. Так или иначе, номинацию «Нон-фикшн года» я расширил с одной книжки до трёх.

2014-й подарил мне 38 прочитанных книг, плюс около десяти брошенных на середине, но так или иначе осмысленных: зачтём каждую такую за 1/2 и остановимся на числе 43. Не рекорд (62 – лучший результат ever), но и не провал (в 2011-м не дотянул и до 30). Кто-то, как водится, воскликнет «Ого! Как много ты читаешь!», но простая арифметика скажет: при тех же темпах, учитывая среднюю ожидаемую продолжительность мужской жизни в России, у меня впереди буквально 1500 новых книг. Может быть, до 2000 дотяну. Страшная вещь эти ваши big data: смотришь на мир через призму подобного рода обобщений – хочется вы[пи]ть.

Под катом – лучшее, что я прочитал в 2014-м.


Лучшие отечественные книги, прочитанные в 2014 году:

3. Ксения Букша «Завод “Свобода”». В этой тоненькой книжке уместилось такое стилистическое попурри, какому мог бы позавидовать, пожалуй, любой щепетильный по отношению к языку автор – даже Джойс потрепал бы Ксению по волосам и одобрительно хмыкнул. История одного завода: комическая и трогательная, банальная и в чём-то мудрая – несмотря на смену ракурса каждые три-четыре страницы, читается она на одном дыхании и выглядит связной. Важно, что смысл произведения или, по-школьному, «авторский замысел» проступает на макроуровне: разрозненные фрагменты собираются-таки в крупное полотно, а недосказанности рождают в голове читателя мысли, с которыми можно повозиться часок-другой. «Национальный бестселлер» заслужен.

2. Ольга Громова «Сахарный ребенок». С этим произведением я чувствовал себя в некотором смысле на гребне волны: друзья из издательства «КомпасГид» прислали мне свою новинку на рецензию задолго до того, как обсуждения «Сахарного ребенка» начали плодиться в соцсетях. Книга и вправду достойна обсуждения: простовато, но оттого только более проникновенно описанная жизнь вполне реальной девочки, которую судьба забросила в Киргизскую АССР – вместе с мамой, как «членов семьи изменника родины». Ольга Громова ставила перед собой цель не акцентировать внимания на людском сволочизме, выводя почти исключительно положительных персонажей. Благодаря этому ощущения от прочтения остаются на редкость светлые, и я даже не постеснялся назвать книгу «романом-антидепрессантом» – в те достославные времена, когда «Альма-Волга» ещё была заинтересована в моих текстах о литературе: http://www.almavolga.ru/autor/item/id/109.

1. Александр Чудаков «Ложится мгла на старые ступени». Про эту прекрасную книгу я кому только ни рассказал в прошлом январе, по горячим следам собственных впечатлений – и в рецензии на неё оставил, по-моему, немало хороших слов. Обидно, конечно, лучшую книгу за весь год закрыть в середине января, но это уж точно не к её автору претензия. Добавлю к сказанному 14 месяцев назад только одну вещь. Когда эту книгу прочла моя бабушка, ей показались странными все восторги по её поводу. «Ну и что тут такого? – недоумевала 77-летняя Маргарита Алексеевна. – Обо всём этом я и так знаю, ничего нового». Для меня, 26-летнего, в романе Чудакова ново буквально всё: эффект сродни порталу в прошлое, в давно исчезнувший мир.




Лучшие зарубежные книги, прочитанные в 2014 году:

3. Алессандро Барикко «Такая история». Конкуренция в зарубежной литературе в 2014 году у меня была ничтожная: честно, я готов был уже включить в список лучших подростковый sick-lit «Виноваты звёзды» (так мало хороших иностранных художественных книг мне попалось), когда вспомнил об итальянском писателе Алессандро Барикко. Удивительный он автор: сколько ни читаю/слушаю его произведения, всякий раз замечаю, как они увлекают и трогают меня, а проходит неделя или две – и я уже поражаюсь, что вообще в этом сладком чтиве можно было найти. Тут даже название какое-то непутёвое, да и смысла ни на грош! Однако читается так легко, приятно и без ощущения стыда, что можно и порекомендовать.

2. Альберто Моравиа «Конформист». За этот роман взяться меня заставило желание посмотреть одноимённый фильм Бернардо Бертолуччи, будучи вооружённым знаниями о сюжете, – я часто так делаю, потому что меня интригует процесс интерпретации, через который неизбежно проходит произведение при экранизации. Альберто Моравиа, которого обделили Нобелевской премией в угоду Сальваторе Квазимодо, плоть от плоти писатель XX века: исследователь дна человеческой души, фрейдист, мастер менять манеру повествования в каждом новом романе, любитель щегольнуть какой-нибудь скабрезностью с видом мыслителя. Разбирая «Конформиста» на составные части, можно написать занимательный и понятный учебник по литературному модернизму – странно, что на филфаках его, как правило, обходят вниманием. Вопреки аннотациям, о природе итальянского фашизма эта книга расскажет мало – хотя, да, зло здесь настолько банально и так кичится этой своей банальностью, что тошно.

1. Роберт Гэлбрейт «Шелкопряд». Если первый роман Джоан Роулинг под новым псевдонимом я брал в руки только с целью подтянуть современный британский английский (кто уж лучше Роулинг может им владеть!), получив в итоге весьма умеренное удовольствие, то вторая книга из серии о частном сыщике Корморане Страйке порадовала решительно всем: и языком, и множеством запоминающихся персонажей, и атмосферными описаниями осеннего Лондона, и сюжетными вывертами, и даже изрядной порцией желчи по отношению к коллегам по писательскому цеху. Говорят, будет экранизация – так ведь и чувствуется, что роман писался с оглядкой на неё, с подспудным желанием облегчить работу декоратору, гримёру и режиссёру. Вряд ли стоит вслед за журналистским гвалтом записывать Роберта Гэлбрейта в наследники Агаты Кристи, но обратить на «начинающего» автора «традиционных английских детективов» внимание наверняка стоит.




Нон-фикшн года:
3. Йозеф Рот «Берлин и окрестности». Давно я не держал в руках столь неожиданного артефакта: сборник газетных зарисовок не самого популярного немецко-австрийского писателя 1920–1930-х гг., в которых достаточно как будто поменять отдельные топонимы и реалии, чтобы получить картину, совершенно неотличимую от сегодняшней. Сквозь Берлин межвоенной эпохи вдруг проступают Москва или Петербург 2010-х – то ли это действительно журналистское мастерство высочайшей пробы, то ли я сам хочу разглядеть в работах Йозефа Рота то, чего в них нет. Подробно я писал о книге здесь.

2. Нассим Талеб «Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса». Автор книги «Чёрный лебедь», посвящённой влиянию непредсказуемых потрясений на жизнь конкретного человека, экономику и общество в целом, продолжает гнуть свою линию, на сей раз объясняя, почему к «чёрным лебедям», падающим на наши головы аки снег в июле, всё-таки можно подготовиться. Пусть даже Талеб, как и 99% создателей научно-популярных книг, пытается засунуть всю Вселенную в прокрустово ложе одной красивой теории, читаешь его взахлёб, находя по ходу чтения массу полезных идей – для повседневной жизни, для кандидатской диссертации или для вопросов «Что? Где? Когда?». Еще одна книга, о которой я в том году прожужжал уши всем мало-мальски заинтересованным – в случае со мной, не любящим повторять фразы из разговора с одним человеком в беседе с другим, это серьёзный знак.

1. Карл Саган «Мир, полный демонов. Наука – как свеча во тьме». Эрудит, просветитель, блестящий рассказчик – Карл Саган, о котором пару лет назад я и слыхом не слыхивал, моментально попал в число горячо мною любимых авторов нон-фикшна. От его 35-летней давности сериала «Cosmos» веет теплотой тех времен, когда исследования Космоса были на передовом краю науки, а познание мироустройства выглядело самой осмысленной деятельностью, какую только можно для себя избрать: по крайней мере, именно так мне, россиянину 2015-го, представляется zeitgeist прогрессивного человечества 1980-го. Книга «Мир, полный демонов», как и сериал на британском телевидении, с максимально возможной доступностью объясняет, почему научный метод познания лучше прочих и почему суеверия не приведут землян к процветанию. По-моему, чрезвычайно полезная вещь в нынешних реалиях.




Открытие года: комиксы о Тинтине. Издательство Machaon любому, кто рос в 1990-е и почитывал комиксы, как родное – и мне радостно, что спустя двадцать лет оно продолжает своё дело, выпуская на русском языке классические «истории в картинках». «Приключения Тинтина», несмотря на присущие им наивность и нетолерантность (как уж тут показывают разных аборигенов, как издеваются над всякими «не такими»!), прекрасно сделаны с точки зрения сюжетов – тут значимы детали, нетривиальны перипетии, внезапны развязки. Но превыше всего то, что здесь магическим образом пойманы и законсервированы черты эпохи: от тома к тому перед нами как будто развёртывается история XX века в её многообразии и неоднозначности. А ещё, если верить Тому Маккарти, в этих bande dessinée лучше, чем на ином сеансе психоанализа, раскрыта личность их автора Жоржа Реми, творившего под псевдонимом Эрже. Меня всегда пленяют произведения, которые можно прочитать одновременно на нескольких уровнях.




Разочарование года: моя рассредоточенность. Грустно это признавать, но факты указывают на то, что я стал жертвой хаотичного, беспрерывного информационного потока: читать длинные, требующие тишины и покоя книги – всё труднее, вникать в многослойные авторские замыслы – всё неохотнее, а желание укутаться в плед, налить какао и выбрать томик потолще всё притуплённее. Моё сознание фрагментировано, цельной картины мира у меня нет и приобрести её ох как нелегко, многие великие творения человечества, похоже, так и пройдут мимо меня. Правда, мне пока хватает силы воли это признавать и в духе персонажей Альбера Камю продолжать прилагать бесплодные усилия в надежде, что от них будет какой-нибудь толк.

Аналогичные итоги-2013: http://quoon.livejournal.com/105433.html
Аналогичные итоги-2012: http://quoon.livejournal.com/93357.html
Аналогичные итоги-2011: http://quoon.livejournal.com/87599.html
Аналогичные итоги-2010: http://quoon.livejournal.com/81393.html
Аналогичные итоги-2009: http://quoon.livejournal.com/67994.html
Аналогичные итоги-2008: http://quoon.livejournal.com/47578.html

Респекты за рекомендации (личные и опосредованные): Оля Д. и Антон Т. (частые гости в моих credits!), издательство «КомпасГид», журнал «Афиша», Артём Рондарев, интернет-магазин «Лабиринт» и все те люди, которые ещё обсуждают книги в Сети или реальной жизни – спасибо вам!

До новых встреч [через год]!
mood: moodymoody
 
    Post - Read 4 - Share - Link
 

(no subject)
 quoon
 
06:53am 06/08/2015 (UTC)
 
 
Александр Акулиничев
Спасибо большое!)
 
    Reply - Parent - Thread - Link - Expand
 
(no subject)
 tsibirinka
 
07:28am 06/08/2015 (UTC)
 
 
tsibirinka
Удачи!
 
    Reply - Thread - Link
 


 
 
 
Navigation  
  Previous Entry
Next Entry
 
January 2016  
 
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
 


  Powered by
LiveJournal.com