?

Log in

No account? Create an account
Кола и сигареты  
04:34pm 27/01/2014
 
 
Александр Акулиничев
Читая вчера Нассима Талеба, встретил у него мысль, удачно развивающую мои прошлонедельные размышления о кажущейся нелепости рекламы сигарет, которой были наводнены СМИ в послевоенные десятилетия. Только если я выбрал в качестве параллели не слишком удачный вариант с кофе (просто чтобы показать модель нашего восприятия), то он – действительно точнейшую аналогию с кока-колой и прочей газировкой.

Напомню, я удивлялся: как могло быть, чтобы всего пятьдесят лет назад люди на полном серьёзе рассуждали о пользе или вреде курения, если сейчас каждому из нас очевидно, что любой курильщик умрёт от рака лёгких с вероятностью, возрастающей экспоненциально его стажу? Почему газеты и журналы пестрели рекламой сигарет, заведомо нанося потребителям непоправимый урон?

Дело в том, что здесь работает простейший массовопсихологический эффект, метафорически описываемый как «айсберг в гигантской ванной». Представим, что вред от курения – это огромная ледяная глыба, лежащая в циклопических размеров ванне, почти до краёв заполненной водой. Над поверхностью торчит только белая, искрящаяся на солнце снежная шапочка (такая же красивая, как заваливший волгоградские тротуары снег при нынешней ясной погоде) – именно эту часть ледяной горы видели потребители в 1950-е годы. Негативное воздействие курения на организм, считалось, проявляется в неприятном запахе от рук и изо рта (если переусердствовать, конечно!), да разве что иногда покашляешь, выкурив лишнего.

Но у всякой ванны есть сливное отверстие, при открытии которого вода с неизбежностью утечёт в трубы. Однажды это слив был таки открыт – и постепенно, год за годом, людям становилась видной всё большая часть айсберга. Вред курения перестаёт быть секретом, правда, многие по-прежнему предпочитают видеть только сверкающую снежную шапочку. Благодаря им табачные компании по-прежнему зарабатывают ежегодно миллиарды долларов и обеспечивают рабочими местами десятки тысяч людей (не только имеющих гарантированную бронь в адском котле топ-менеджеров и руководителей отделов по продвижению, но и, да, простых служащих, прилежно выполняющих свою работу). Как говорят в некоторых популярных таблоидах, давайте же похлопаем таким людям.

Нассим Талеб экстраполирует эту идею на вред, наносимый нам производителями сладких газированных напитков. В плане осознания этого вреда мы сейчас живём в таких же 1950-х годах, как и нашли предшественники – послевоенные курильщики. По данным International Diabetes Federation, число больных сахарным диабетом в мире на настоящий момент составляет 382 миллиона человек, и простейшим путём к критическим для появления болезни дозам сахара является пристрастие к коле и тому подобным напиткам. Однако эта часть айсберга пока находится под водой, снежная шапочка же заявляет лишь об одном: «Будешь пить слишком много газировки – располнеешь!». Звучит не так страшно, как 5,1 миллиона смертей от диабета ежегодно, но именно лишний вес – та причина возникновения болезни, которую даже сама Coca Cola признаёт ключевой. Тем не менее, об «антигазировочной кампании» пока говорить рано.

Появись сегодня весомые доказательства смертельной опасности колы, поддержи их медицинское сообщество, запустись молох контрпропаганды, а за ним и ограничения-притеснения-запреты – и спустя лет тридцать реклама колы 2000-2010-х гг. будет выглядеть так же дико, как сегодня – табачная 1950-х. «Как? Люди и вправду выпивали за просмотром кино по пол-литра яда? А перед Новым годом яд рекламировался по телевизору под весёлую песню про праздник, которую пел чуть ли не сам Санта-Клаус? Ну абсурд же!» – удивится Н. в 2044 году. Среди друзей Н. найдётся пара-тройка «кокакольщиков», но им пить любимую отраву будет разрешено только в специально отведённых местах и не при детях.

Так легко считать людей с иным контекстом глупыми или недалёкими. И так трудно сдирать в своём сознании слои идеологической краски, чтобы оценить скрытую под ними действительность per se.
mood: работаюработаю
music: Lester Young "Kansas City Swing"
 
    Post - Share - Link
 



 
 
 
Navigation  
  Previous Entry
Next Entry
 
January 2016  
 
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
 


  Powered by
LiveJournal.com